Натья Йога и Йога-сутры Патанджали

Восемь ступеней Натья-йоги

Восемь ступеней йоги описаны в признанной авторитетной работе «Йога сутра», автор Шримат Патанджали.

Натья – термин, означающий театральное действие. Комплекс искусств, который раскрывается в непревзойденном по охвату тем и объему трактате по театральной драме «Натья Шастра»

Йога означает «соединение с». Натья йога означает «соединение с» через искусства Натьи

Девять ступеней йоги Шримати Патанджали в контексте искусств Натьи

1.Яма – следование этическим правилам. Включает ахимсу ненасилие, сатью -правдивость, астея – неприсвоение чужого, брамачария – воздержание, апариграха – отказ от жадности.

Обучение искусству классического танца начинается со шлоки «Ято хаста», предполагающей единство чувств, мыслей и действий исполнителя. Из чего вытекает обладание качествами искренности, простоты, правдивости, честности, доброты.

Принцип брамачария – чистоты, подразумевает чистый образ жизни. Без которого обучения искусствам Натьи становится невозможным, концентрация на возвышенных образах и идеях, которые являются сюжетами искусств. Это истории из мифологии, описание идеальных качеств героев и героинь и идеальных взаимоотношений.

Качество апариграха – отказ от жадности, развивается под влиянием особых отношений и атмосферы, царящих при обучении искусствам Натьи. Отношения как между членами семьи, где приоритетом является не нажива, обогащение и расчет, но любовь и искренность.

Соблюдение этических норм и правил, что и есть принцип ямы, создает высокий стандарт качества исполнений искусств Натьи.

2. Нияма – самодисциплина, удовлетворенность.

Обучение искусствам Натьи построено по принципам традиционных уроков, где практикующие постепенно овладевают навыками, переходя к более сложным их формам. Это предполагает высокий уровень самодисциплины, который постепенно прививается на классах.

Занятия искусствами Натьти охватывают практически все аспекты – ритм, звук, танец. Язык жестов, пантомима, использование цвета, грима, костюма, украшений, открывая перед человеком мир как взаимодействие искусств. Это приносит глубокое удовлетворение, принятие себя и состояние самодостаточности, переживается состояние радости и счастья здесь и сейчас.

3. Асаны – устойчивые позы.

Широко известны 108 каран – скульптурных поз, составляющих основу классического танца. Практика танца Бхаратнатьям, который считается видом йоги, базируется на статичных позах, между которыми выполняются движения, выстроенные по канонизированным правилам.

Мастерство исполнителя оценивается по умению оставаться в статичной позе, после каскада ритмов, ставить «точки» в конце движения, фиксировать и держать линии в танце, складывающиеся в пространстве в геометрические фигуры правильной формы. Это структурирует не только пространство, но и самого исполнителя, привнося в его физическое и психическое состояние гармонию и стабильность.

При практике каран в теле автоматически создаются три йоговских «замка» - на уровне горла, живота и промежности, что позволяет контролировать потоки энергии и жизненной силы – праны.

4. Пранаяма – контроль дыхания. Дословный перевод слова «пранаяма» – «расширение жизненной энергии».

Контроль дыхания осуществляется при практике вокальных упражнений, слоговых проговоров и при исполнении танцевальных движений.

Когда скорость исполнения увеличивается, и через контроль дыхания исполнитель не только восстанавливает свои силы, но и повышает выносливость тела. Перенаправляя прану, возможно достижение большой выразительности в пантомиме. Когда истории, чувства, эмоции передаются безмолвно, с высочайшей степенью эстетизма и выразительности через положения тела, язык жестов и смену выражений лица.

5. Пратьяхара – отвлечение чувств от внешних объектов.

Навараса – искусство передачи 9 состояний, практикуемые в танце. Когда все начинается с шанти и заканчивается шанти - покоем и умиротворением.

Достигнуть мастерства в передаче чувств невозможно, не владея пратьяхарой. Описывая образ, рассказывая историю, исполнитель должен полностью абстрагироваться от своего личного опыта и от реальных объектов, вызывавших у него те или иные переживания. Задача - перенести эти переживания в чистом виде в свой рассказ. Одновременно находясь в сюжете и переживая его, став этим сюжетом с одной стороны, и сохраняя состояние отстраненности с другой стороны.

Пратьяхара позволяет достигнуть очищения чувств и эмоций и возможность управлять ими.

6. Дхарана – концентрация, сосредоточение мыслей на объекте медитации

Дхарана практикуется:

  • через усиление концентрации внимания, достигаемой в результате динамичных упражнений танца, исполняемых на трех скоростях, при сохранении состояния покоя и сосредоточения
  • через образы из мифологии, которые являются сюжетами искусств Натьи
  • через идеи, заложенные в классической программе танца Бхарат Натьям.

Когда каждый номер соответствует жизненному опыту, возрасту и качествам человека. Исполняя программу, ученик проживает целую жизнь, сосредотачивая свое внимание на образе, который раскрывается в танцевальных номерах.

7. Дхьяна – непрерывный поток концентрации, ум спокоен и уже не рождает мысли. Состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует.

Дхъяна достигается в результате практики традиционных искусств. Ритм сонастраивает с процессами мироздания. Музыка заполняет гармонией ум, слово возвышает, движение выводит тело за пределы его возможностей, открывая неизведанный мир своих возможностей.

Когда ум в своей деятельности опирается не на эгоистические желания, а на непрерывный поток любви и благости. Через что происходит переживание состояний расширения сознания и выход за пределы ограничений своего Я.

8.Самадхи – выход за границы собственного Я и соединение с высшим.

Состояние самадхи символически передано в последнем номере исполнителя классического танца Бхарат Натьям. Название этого номера - Тилана.

Окончание жизненного пути. Соединение со своим первоисточником. Полная реализация, слияние со светом, состояние светоносной радости.

Это и есть Натья йога.

Комментарии закрыты.