Что такое Натья

Определения термина Натьи

Натья – сакральное, канонизированное театральное действие. Существует как фиксированная система перфоманс и преподавания. Это целостная, самодостаточная система, этимология которой точно не известна.

Согласно мифологии, Натья была создана и передана людям из Дева Локи – небесного, божественного мира, в период наступления «Кали юги» для созерцания и практики, как путь духовной реализации и достижения счастья.

Первоначально Натья передавалась по системе шрути – в устной передаче. Позднее ее основы были записаны (по одной из версий) мудрецом Бхарата Муни и составили трактат Натья Шастра.

Натья – комплекс дисциплин, описанных в трактате по театральной драме Натья Шастра. К ним относятся ритм, звук, слово и движение (движение включает канонизированную танцевальную технику, язык жестов, пантомиму, грим, костюм), направленные на создание бхавы -переживания, вызывая у аудитории расу - сопереживание.

Натья – театральная драма, танец как система движений, исполняемых по предписанным канонам.

Натья - (от санскр. नाट्य, Nāṭya, что означает одновременно «драма, представление, ритуал») - род музыкально-пластического искусства, имеющего драматический сюжет и ритуальные цели.

Термин natya происходит от корня Nat, что означает "движение", а также "танцевать" или "действовать".

Оксфордский словарь. Натья - традиционная индийская танцевальная драма, включающая в вокальную и инструментальную музыку, диалоги и сложный жестовый танец.

Словарь Уэбстера. Натья - театрально-танцевальное искусство, происходящее из индийских храмов, сюжет которого эпос и мифы, имеет сложную систему поз тела и жестов.

Бхарата Муни, автор Натья Шастра, раскрывает значение термина Натьи с двух сторон:

1.Как абхинайя – искусство передачи состояний, которое проявляется как совокупность бхавы - то, что создается во время исполнения Натьи и расы – то, что чувствует аудитория.

Бхарата описал Натью как чистую абхинайю, имеющую шесть составляющих: позы, слова, жесты, выражение темперамента, музыка и расы.

2.Как сочетание литературы, музыки и драмы, так как Натья рассказывает истории через танец и музыку.

Некоторые исследователи считают Натью прародителем всех видов искусств.

Цели Натьи

Создание особого, сакрального пространства, в котором происходит:

  • обучение долгу и любви;
  • получение эстетического удовольствия;
  • развитие интуиция и прозорливости;
  • привлечение удачи и благосостояния;
  • удовлетворение всех желаний и открытие пути достижения мокши – состояния счастья, полной реализации и освобождения души.

Cоставляющие Натьи

Натья - комплекс искусств, исполняемых для сакрализации пространства, включающий 4 составляющих, подразумевающий владение всеми четырьмя в заданной последовательности: ритм, музыка, слово, движение.

Движение в контексте Натьи включает танцевальную технику, язык жестов пантомиму, декорирование (грим и костюм).Под танцевальной техникой не подразумевает импровизация и личностные творческие проявления в виде вольных сочинений, а имеет в виду следование канонизированной системе движений, когда импровизация и личное творчество возможны внутри канона, при условии его соблюдения.

Аудитория Натьи

Аудиторию представлений Натьи составляют желающие лицезреть Натью и приглашенные.

Традиционно считалось, что побывать на представлении Натьи, получить приглашение на него - большая удача. Особое место среди аудитории занимают уважаемые в обществе люди, соблюдающие морально-нравственные законы дхармы (праведной жизни): представители власти, бизнеса, культуры, сфер образования, дипломаты, священнослужители.

Отличительные признаки Натьи

Не всякое музыкальное, танцевальное и театральное представление является Натьей!

Для сохранения эффекта от занятий и исполнения Натьи необходимо соблюдение канонических требований, морально - этических норм и традиции приемственности.

Традиция Натьи основана на идеи бхакти – бескорыстного, преданного служения, следование выбранного пути ( в контексте Натьи- пути изучения искусств как части ежедневного бытия, как картины мира).

Натья - особое действие, представление, требующее специальной подготовки.

Признаки Натьи:

  • отсутствие сюжетов из повседневной жизни, с которыми мы можем идентифицироваться,
  • поэтический язык и мир образов, возвышающий сознание человека (мифы, легенды),
  • на представлении перед аудиторией не стоит задача понимать и анализировать происходящее на сцене на уровне интеллекта, Представление Натьи направлено на погружение в мир чувств, на мобилизацию ресурсов человеческой психики через применение мира образов и комплексного воздействия искусств с целью создания бхавы – переживания и вызывание у аудитории расы – сопереживания,
  • не знакомые для аудитории выразительные средства Натьи предполагали сопровождение пантомимой и жестами (при необходимости – синхронный перевод), который позволял полностью погрузиться в происходящее на сцене, отдаться чувствам, испытать состояния транса,
  • трансформация сценического пространства, на котором воссоздавался образ идеального мироздания и трансформация сознания аудитории в течение действия,
  • особая, традиционная, «странная» для европейского восприятия внешняя форма: грим, который позволял усиливать выразительное действие пантомимы, костюм, напоминающий специальную «форму», или «спец.одежду», фасон которого подчеркивал пластику движений исполнителя, выстроенных в соответствиями с каноном,
  • классическая музыкальная форма, ритм в качестве сопровождения ( как пример - музыка Картанака) – не знакомая, странная, специфическая.
  • В музыке отсутствует принятые в европейской культуре введение, развитие сюжета, его кульминация и развязка. Музыка направлена на создание стабильного, ровного, глубокого эмоционального переживания, длящегося на протяжении всего представления Натьи.
  • отсутствие зрелищных эффектов и всего, что отвлекает внимание аудитории от исполнителя,
  • с каждым говорит о его актуальном моменте.

Натья имеет силу, когда она становится формой молитвы и видом йоги.

Миф о создании Натьи

Согласно мифу, изложенному автором «Натья Шастры» Муни - мудрецом Бхаратой, Натья была создана Брахмой во время, когда Трета-юга сменила Крита-югу, и в следствии изменений нравственного падения человечества, обусловленных качеством временем и приверженностью страстям, люди начали испытывать как не только счастье, так и несчастья, связанные с восьми видами страданий, существующих в материальном мире.

Во время начала наступления этого кризиса к Брахме явились боги во главе с Индрой (или иначе - Махендрой) с просьбой создать пятую Веду в виде забавного и полезного зрелища, созерцая которое люди бы возвращались на праведный путь и получали утерянные (или забытые) ими знания.

В ответ на эту просьбу Брахма создал Натью - как учение (дословно "вместе с итихасой") и как род искусства, включающего в себя знания четырех Вед и всех 64 видов искусств.

Для исполнения, сохранения и передачи знаний о Натьи был выбран род мудреца Бхараты, который получил знание этого искусства от Брахмы и передал его своим ста сыновьям-бхаратам. Для представления изящного стиля Натьи, требовавшего танца и женского участия, по просьбе Бхараты, силой мысли Брахма создал апсар - небесных танцовщиц.

После премьеры Натьи, Брахма дал пояснения о целях ее исполнения:

  • развитие способности различения дурного и хорошего, истинного и ложного,
  • развитие благоприятных качеств личности зрителей,
  • передача мудрости,
  • достижения эстетического удовольствия передача чувств радости и веселья,
  • удовлетворение желаний, привлечения благ и высшего покровительства
  • достижение освобождения .

Несмотря на то, что Натья была создана для людей, изначально она исполнялась в мире богов – Дева Локе, при дворе Индры. И только некоторые мифические герои из мира людей , удостоившиеся присутствия в небесном мире в качестве гостей или на правах постоянных обитателей, могли видеть представления Натьи, разыгрываемые апсарами.

По просьбе царя Нахуша, временно замещавшего Индру, и ради искупления проклятия Бхараты - сыновья Бхараты-муни - спустились на землю, вступили в брак с женщинами и обучили искусству Натьи своих детей, вероятно, положив таким образом начало касты девадаси, внутри которой Натья сохранялась как семейное искусство на протяжении тысячелетий.

После передачи Натьи на землю, в мир людей, бхараты вернулись в небесное царство, получив прежнее уважаемое положение в обществе.

Теоретическое изучение Натьи

Большинство терминов Натьи на санскрите. Есть два направления изучения Натьи - теоретическое и практическое. Теорией занимаются санскритологи как в Индии, так и за ее пределами, немногочисленная группа высокообразованных ученых, посвятивших множество трудов таким терминам Натьи, как раса, бхава, абхиная, рага, талам, свара, маргам и т.д. На данном пути некоторые исследователи упираются в тупик, пытаясь переводить термины используя аналоги из схожих европейских видов искусства. Но нельзя перевести термины санскрита однозначно, так как за каждым санскритским словом стоит множество значений, совокупность которых превращает термин в целую философскую категорию.

Практическое изучение Натьи

Последователи практического метода изучения Натьи, как правило не владеют санскритом в совершенстве, а иногда и вовсе, так как санскрит не является разговорным языком, даже в Индии. При этом практики не пытаются переводить термины, но сосредотачиваются на сути и цели упражнений, получая таким образом психо-физический материал для описания значения термина из практического опыта. При этом сохраняется большое уважение к традиции и принципу преемственности - определение данное учителем фиксируется в памяти и многократно повторяется без изменений в разных ситуациях

Особенность обучения и практика Натьи

Отличительной чертой преподавания Натьи – системность, качество, комплексность, полнота, каноничность.

Для обучения Натьи самая эффективная система - гурукула. В современном обществе этот термин можно применить в отношении создания во время обучения особой, доброжелательной, благоприятной, но строгой атмосферы, в которой отсутствует элемент конкуренции и соревнования.

Системы, направленной на установления доверительных, открытых отношений учитель – ученик, подразумевающей заботу об учениках, индивидуальное внимание к каждому, подобно искренним отношениям внутри любящей семьи. Поэтому при обучении Натьи основную роль для ученика играет выбор подходящего для него учителя.

Создание такой атмосферы создает благостные предпосылки для обучения учеников многочисленным дисциплинам Натьи, что позволяет им не только получать знания в сфере искусств, но и решать личностных проблемы, находить ответы на личные вопросы.

Ученики вносят элементы Натьи с свою повседневную жизнь, выстраивая гармоничные отношения внутри семьи, с социальной средой, достигая успехов в профессиональной сфере, в отношении к самим себе, через снятие внутренних блоков, повышения самоуважения и самооценки, что происходит в сочетании с развитием веры, смирения, бескорыстия и морально-нравственных норм, позволяющим чувствовать себя реализованными и счастливыми.

Натья не дает идеологии, это не религиозное учение. Натья- искусства, из которых складывается картина мира. Основная идея Натьи - приобщение к красоте в самом высоком смысле этого слова.

“Совершается это действие ради блага людей и через него стремящийся к совершенству достигает успеха во всех мирах,”

- “Вишнудхармоттара”.