Бхарат Натьям

Трактовки происхождения названия стиля:

  • основы Натьи ( танца) описал Бхарата, и танец стали называть Бхарат Натьям - танец Бхараты.
  • в древности Индию называли Бхарата Варша - духовная земля, отсюда и произошло название Бхарат Натьям - индийский танец.
  • Бхарат - Натьям - танцевальная композиционная форма, объединяющая в себе драму, музыку, сцену, свет, ритм, поэзию и многие другие аспекты. Слово Бхарата, состоит из сочетания начальных слогов 3 слов: бхава - чувство, рага - мелодия, мелодические построения, талам - ритм. Слово Натьям переводится как танец, в котором соединяются чувство, мелодия и ритм.
  • Бхарата – название Земли в ведической космогонии. Отсюда Бхарат натьям – таец землян.

Танец сохранился на юге Индии, штат Тамил Наду. Относится к дравидийской традиции.

Основа танца описаны в трактате по театральной драме Натья Шастра, авторство приписывают мудрецу Бахарате и в Абхинайя Дарпане, автор Нандикешвара.

Бхарат Натьям включает

  • Караны - 108 поз,
  • Мудры и хасты - положения пальцев и рук,
  • Адаву - техническая основа стиля, насчитывающая около 130 вариаций адаву.
  • Абхинайя - передача эмоциональных и психологических состояний.

А знаете ли вы что Бхарат Натьям

Самый древний вид классического танца на планете, имеет фиксированную систему преподавания и перфоманса
Называют боевым искусством в танце из-за линейности поз, симметрии, острой динамики, точности движений и необыкновенной выносливости, развивающейся у практикующих
Является универсальным арт-терапевтическим средством: исправляет и укрепляет осанку, улучшает зрение, стимулирует работу внутренних органов (за счет воздействия на точки ступни), развивает чувство ритма и музыкальность
Активизирует работу полушарий за счет использования мелкой моторики - языка жестов
Повышает концентрацию, дает навык управления чувствами и мыслями
Дает принципы позитивного мышления, высокую стрессоустойчивость и психологическое равновесие
Прививает чувство вкуса, красоты, знакомит с идеальными качествами через мифологию, возвышая сознание и открывая видение, как преображать свою повседневную жизнь, выстраивая гармоничные и красивые отношения с собой и окружающими
Является самым древним и действенным актерским тренингом, имеет разработанную систему Наварасы – работы с 9 чувствами и 8 характеров героя и героини
Сюжетный танец, в основе которого лежат философскую идеи, использует возвышенный поэтический язык с большим количеством аллегорий
Является видом йоги и формой молитвы (вне конфессий), рекомендованной для практики людям нашего времени

Основные школы Бхарат Натьяма:

  • Валлувурская ( от название места Валлувур или Вуллувур),
  • Танджавурская( от название места Танджавур),
  • Панданалурская ( от название места Панданалур),
  • Калакшетра (от название государственной академии искусств Калакшетра. Основанной в мадрасе Рукмини Деви)

В академии Натьи преподается Бхарат Натьям на основе двух школ - Калакшетра и Панданалур.

Обучение Бхарат Натьяму

Проходит по строгим канонам, по фиксированной традиционной системе, под руководством учителя.

Состоит в освоении материала по принципу «от простого к сложному». Предполагает индивидуальное внимание к каждому ученику.

Ступени обучения

  • Адаву – традиционные уроки базовой танцевальной техники.
    Выполняются на трех скоростях. Адаву, имеющие одинаковый счет и элементы, составляют группу. Обучение ведется через изучение каждой группы адаву до уровня исполнения на третьей скорости.
  • жесты для одной и двух рук
  • базовые шлоки – четверостишия на санскрите. Которые проговариваются,пропеваются и показываются жестами
  • изучение семи танцев классической программы стиля Бхарат Натьям

Около двух столетий назад знаменитый квартет Танджавур, состоящий из 4 братьев Пиллаи, известных мастеров танца и музыки, ввел общепризнанные рамки развития танцевального действия, которым следуют до сих пор.

Маргам - сольная программы танцовщицы в стиле Бхарат Натьям.

Состоит из 7 основных танцев:

  1. Алариппу – технический танец
  2. Джатисварам – технический танец, состоящий из джати – комбинаций адаву, исполняемых под пение свар – основы индийской музыки
  3. Шабдам - танец в котором появляется сюжет.
  4. Варнам – основной номер программы. Включает фрагменты технического танца, чередующиеся с сюжетом, в основе которого лежит эпос с глубоко философскими идеями и содержанием
  5. Падам – лирические композиции сюжетного танца, требующие высокой степени мастеррства в владении пантомимой
  6. Киртанам, Аштапади или Джавали - композиции, сочетающие истории и фрагменты чистого танца
  7. Тилана - технический танец, демонстрирующий виртуозность техники стиля. В конце содержит фрагмент сюжетного танца

Дополнительные номера исполнительницы классического танца стиля Бхарат Натьям

  • Кавутувам – был частью религиозной церемонии, посвящен одному характеру (божеству), Состоит из ритмических слоговых проговоров, энергично проговариваемых, а затем пропеваемых на мелодию.
  • Малари -подношение цветов с целью освящения сценического пространства
  • Пужпанджели – приветственный танец
  • Натанам – номер, посвященный Шиве как создателю искусств
  • Шлока или Стотра – четверостишие или гимн на санскрите. исполняемое в форме танцевального номера