Трактовки происхождения названия стиля:
- основы Натьи ( танца) описал Бхарата, и танец стали называть Бхарат Натьям - танец Бхараты.
- в древности Индию называли Бхарата Варша - духовная земля, отсюда и произошло название Бхарат Натьям - индийский танец.
- Бхарат - Натьям - танцевальная композиционная форма, объединяющая в себе драму, музыку, сцену, свет, ритм, поэзию и многие другие аспекты. Слово Бхарата, состоит из сочетания начальных слогов 3 слов: бхава - чувство, рага - мелодия, мелодические построения, талам - ритм. Слово Натьям переводится как танец, в котором соединяются чувство, мелодия и ритм.
- Бхарата – название Земли в ведической космогонии. Отсюда Бхарат натьям – таец землян.
Танец сохранился на юге Индии, штат Тамил Наду. Относится к дравидийской традиции.
Основа танца описаны в трактате по театральной драме Натья Шастра, авторство приписывают мудрецу Бахарате и в Абхинайя Дарпане, автор Нандикешвара.
Бхарат Натьям включает
- Караны - 108 поз,
- Мудры и хасты - положения пальцев и рук,
- Адаву - техническая основа стиля, насчитывающая около 130 вариаций адаву.
- Абхинайя - передача эмоциональных и психологических состояний.
А знаете ли вы что Бхарат Натьям
Основные школы Бхарат Натьяма:
- Валлувурская ( от название места Валлувур или Вуллувур),
- Танджавурская( от название места Танджавур),
- Панданалурская ( от название места Панданалур),
- Калакшетра (от название государственной академии искусств Калакшетра. Основанной в мадрасе Рукмини Деви)
В академии Натьи преподается Бхарат Натьям на основе двух школ - Калакшетра и Панданалур.
Обучение Бхарат Натьяму
Проходит по строгим канонам, по фиксированной традиционной системе, под руководством учителя.
Состоит в освоении материала по принципу «от простого к сложному». Предполагает индивидуальное внимание к каждому ученику.
Ступени обучения
- Адаву – традиционные уроки базовой танцевальной техники.
Выполняются на трех скоростях. Адаву, имеющие одинаковый счет и элементы, составляют группу. Обучение ведется через изучение каждой группы адаву до уровня исполнения на третьей скорости. - жесты для одной и двух рук
- базовые шлоки – четверостишия на санскрите. Которые проговариваются,пропеваются и показываются жестами
- изучение семи танцев классической программы стиля Бхарат Натьям
Около двух столетий назад знаменитый квартет Танджавур, состоящий из 4 братьев Пиллаи, известных мастеров танца и музыки, ввел общепризнанные рамки развития танцевального действия, которым следуют до сих пор.
Маргам - сольная программы танцовщицы в стиле Бхарат Натьям.
Состоит из 7 основных танцев:
- Алариппу – технический танец
- Джатисварам – технический танец, состоящий из джати – комбинаций адаву, исполняемых под пение свар – основы индийской музыки
- Шабдам - танец в котором появляется сюжет.
- Варнам – основной номер программы. Включает фрагменты технического танца, чередующиеся с сюжетом, в основе которого лежит эпос с глубоко философскими идеями и содержанием
- Падам – лирические композиции сюжетного танца, требующие высокой степени мастеррства в владении пантомимой
- Киртанам, Аштапади или Джавали - композиции, сочетающие истории и фрагменты чистого танца
- Тилана - технический танец, демонстрирующий виртуозность техники стиля. В конце содержит фрагмент сюжетного танца
Дополнительные номера исполнительницы классического танца стиля Бхарат Натьям
- Кавутувам – был частью религиозной церемонии, посвящен одному характеру (божеству), Состоит из ритмических слоговых проговоров, энергично проговариваемых, а затем пропеваемых на мелодию.
- Малари -подношение цветов с целью освящения сценического пространства
- Пужпанджели – приветственный танец
- Натанам – номер, посвященный Шиве как создателю искусств
- Шлока или Стотра – четверостишие или гимн на санскрите. исполняемое в форме танцевального номера