Мохини Аттам – классический индийский танец дравидийской традиции из Южной Индии, штат Керала. Стиль стал известен лишь в середине прошлого века, когда стал исполняться не только в храмах, но и на сцене.
Мохини Аттам исполняется только женщинами. Мастерство танцовщицы определяется ее умением не ставить точки и эффектом перетекания, когда одно движение переходит в другое.
Это лирический, медленный, медитативный и очень чувственный танцевальный стиль. Его музыка завораживает, а движения напоминают перетекание воды, легкое дуновение ветра.
А знаете ли вы , что Мохини Аттам
танец очаровывания, грации и женственности. Все движения исполняются по восьмеркам -символ бесконечности
техника стиля основана на 6 позициях ног, что создает эффект мягкости и перетекания
единственный стиль индийского танца, в котором используется костюм белого цвета с золотой тесьмой
согласно мифологии, мог останавливать движение времени и вводить в транс все живые существа
олицетворяет собой майю – иллюзию этот мира
сопровождается барабаном Эдакка, который встречается только в традиции Кералы.
Считается, что этот инструмент есть сам Шива, поэтому перед тем, как взять его в руки, музыкант совершает молитву, и на протяжении всего представления стоит, в знак особого уважения к инструменту
Миф о происхождении танца Мохини Аттам.
Название стиля означает танец очаровывания. Согласно мифологии, Вишну принял форму прекрасной танцовщицы Мохини. Она предстала перед асурами и начала танцевать. Под влиянием ее искусства асуры впали в иллюзию, течение времени остановилось и все, как зачарованные, созерцали движения, полные грации и женственности.
А Мохини, воспользовавшись моментом, забрала у асуров напиток бессмертия амриту и вернула его богам. Эта красивая история нашла отражение в пластике и музыкальном сопровождении танца: чарующая музыка, плавный ритм и перетекающие друг в друга движения погрузят зрителей в созерцание неповторимой сказочной атмосферы мифов.
В академии искусств Натьи представлена программа «Живая традиция», по передаче стиля Мохини Аттам парампары Каламандалам Кальянни Кутти Амма. Имя этой женщины связано с возрождением стиля, с его восстановлением и развитием.
Обучение
Включает
- 4 группы адаву: Таганам, Джаганам, Даганам, Вакрам
- виды шагов и проходок - Чари
- использование мудр
Особенности обучения
Несмотря на кажущуюся легкость исполнения, обучение стилю Мохини Аттам требует большой физической выносливости. Это связано с наличием в базовой технике не трех фиксированных позиций исполнения танца (как например в Бхарат Натьяме), а шести
Поэтому появляется эффект "текучести", плавности. Танцовщица движется как-будто на пружинящих шарнирах, при этом делая глубокие наклоны в талии, круговые вращения корпуса, сопровождающиеся движением глаз.
Первостепенное место в исполнении Мохини Аттам занимает пантомима. Исполнитель должен уметь передавать тончайшие изменения настроения, уметь трактовать сюжет, делать его понятным для аудитории.
Программа в стиле Мохини Аттам - поистине театр одного актера, который должен не только уметь "держать" аудиторию, но и быть тонким психологом, личностью, способной дать свою трактовку, свое понимание сюжета.
Традиционно Мохини Аттам исполняют только женщины. Этот стиль воплощает в себе ласью - мягкую, женственную форму исполнения танца.
Классическая программа стиля Мохини Аттам
- Чоликетты - технический танец, состоящий из "кетты"(комбинаций разных адаву), связанных между собой одинаковыми проходками. В конце Чоликетты показывается небольшой сюжетный фрагмент.
- Джатисварам - технический танец. Его появлением в программе исполнения во многом определено влиянием на Мохини Аттам стиля Бхарат Натьям, с его четко разработанной последовательностью и структурой номеров.
- Варнам - танец, где технические фрагменты чередуются с показом сюжетов и историй. Является основным номеров программы.
- Падам - лирический, медленный танец, в котором главным является пантомима.
- Шабдам - в танце чередуются техника и сюжет.
- Тилана - технический танец, демонстрирует особенности техники стиля. его красоту и грациозность.
- Шлока - поэтические строки, передающиеся через пение (вачика-абхинайю) и пантомиму танцора.
Особенности программа стиля Мохини Аттам
- В стиле очень большую роль играет пантомима (абхинайя), поэтому большая часть программы отводится к Падамам. Это одна из причин сложности восприятия этого стиля для западного зрителя, мало знакомого с мифологией и не понимающего язык, на котором идет рассказ.
- Традиционно Мохини Аттам исполнялся в храмах, во время религиозных ритуалов или фестивалей, которые могли длиться всю ночь. Поэтому после Тиланы (завершающего танца), исполнялся Шабдам.
Шабдам мог длиться очень долго, иногда всю ночь. Танцовщица в танце передавала целые повествования, истории из жизни Богов и небожителей. Подготовленная аудитория, знакомая с мифологией, с большим интересом, по несколько часов следила за выступлениями танцовщицы.